Система организации материалов для занятий с детьми на неделю -«7 папок»

Хочу с вами поделиться простой, но как оказалось, эффективной системой организации материалов на неделю, для занятий с детьми, под кодовым названием «7 папок».

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ БУМАЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
НА НЕДЕЛЮ
 
Эту замечательную идею, я встречала не раз в глобальной сети, единого автора назвать довольно сложно (будем считать, что вселенский материнский разум единовременно всем нам подсказал, как организовать регулярные занятия с детьми).Так что, я немного ее усовершенствовала и подогнала под наши  ежедневные занятия.
В чем плюсы системы «7 папок»:
 
1. Вы сами составляете материал, который соответствует возрасту, интересам и способностям именно вашего ребенка.
 
2. Доступность материала. Сейчас существует много детских пособий, творческих тетрадей и иных материалов, разработанных специально на определенный возраст ребенка, и материалов по определенной методике развития ребенка. Все это можно использовать для занятий на каждый день.
Их можно:
  • купить в книжных и детских магазинах и заказать в интернет-магазинах,
  • бесплатно скачать в интернете и распечатать ,
  • сделать самостоятельно на компьютере или нарисовать/склеить/вырезать и т.д. (на это потребуется дополнительное время).
3. Минимум времени на подготовку.
Вы потратите время только на поиск материалов и на то, чтобы их распечатать (или разрезать готовые варианты) и положить в папки. У меня уходит, около 30 минут на составление комплектов 1 раз в неделю (главное, подойти к этому делу — без фанатизма).
4. Это простая и понятная система организации занятий, суть которой в следующем:
  • В 7 канцелярских папок содержится набор готовых заданий на каждый день недели.
  • Для подбора материалов, есть «Список-памятка заданий, которые можно положить в папку».
  • Подбор материалов и наполнение папок производится 1 раз в неделю.
  • Каждый день, вы спокойно занимаетесь в течении дня по готовым материалам из 1 папки.
 
5. Мобильность занятий. С папками можно заниматься где угодно:
  • в гостях у бабушки,
  • в дороге,
  • в очереди в детской поликлинике,
  • на даче и т.д.
Всегда удобно кинуть папку в сумку, захватить мини-наборчик карандашей, и ваши собственные «занималки в дороге» будут развлекать и развивать ребенка.
КАК ОФОРМИТЬ ПАПКИ
 
1. Я взяла 7 канцелярских папок на кнопочках (размер чуть больше А4).
2. Вырезала из календаря цифры и дни недели и наклеила (можно написать от руки или напечатать на компьютере, кому как нравится).
СПИСОК-ПАМЯТКА ЗАДАНИЙ НА НЕДЕЛЮ ПО ВОЗРАСТУ
Чтобы не запутать ребенка, и не запутаться самой в разнообразии материала, проще всего сделать 2 вещи:
 
1. Узнать, какие знания и задания нужны ребенку на сегодняшний день и соответствуют возрасту ребенка (главное не отвлекаться и не собирать лишнее). Можно составить список, для себя (таких сейчас полно в интернете, они обычно называются примерно так: «Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет»).
2. Составить список-памятку, какие задания можно положить в папку (потом будет проще подбирать материалы, подглядывая в такую памятку).
В этот список, я включила те задания, которые:
  • можно распечатать на принтере,
  • или вырезать из пособий по развитию,
  • карточки,
  • пазлы и т.д.
 Т.е. — все то, что можно положить в папки.
Из этого списка, не обязательно выбирать все задания — достаточно 1 задания из категории, которые подходят для ребенка. Полный список-памятку можно скачать здесь.

 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ НА КОМПЬЮТЕРЕ
 
Так как большинство всех материалов, я скачиваю в интернете и распечатываю на принтере, то для их хранения, у меня есть соответствующая папка в компьютере.
Если вы тоже, пользуетесь щедростью глобальной сети, то после того, как вы определились, какие задания нужны вашему ребенку и составили для себя список-памятку, можно переходить к организации этих материалов на компьютере:
 1. Создаем папку «Занятия на неделю», а в ней — папки, где будут храниться задания по разным категориям.
2. Лишние задания, которые больше не нужны — сразу удаляются, чтобы не захламлять компьютер.
3. Материалы, которые еще пригодятся — отправляются на облачное хранилище.
 
У меня, получились вот такие папки для материалов на компьютере.
ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ
 
ПОДБОР И КОМПЛЕКТАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ. В воскресенье (1 раз в неделю), я собираю в папки материал по 1 заданию, из категории:
  • скачиваю из интернета, распечатываю (здесь главное, выключить перфекционизм и не застрять в интернет-серфинге, поэтому помним, о том, что нужно скачать в данный момент)
  • вырезаю из покупных пособий и тетрадей.
ПОКУПКА МАТЕРИАЛОВ. Примерно 1 раз в месяц, я покупаю тетради и альбомы в интернет-магазине, которые считаю необходимыми, их обычно хватает на месяц. Их остается разделить на листочки.
Важно: на самом деле, время на это уходит очень мало (даже если вы скачаете из интернета 1 лабиринт, 1 раскраску, 1 книжечку и 1 стишок — вы уже подготовились к занятию)!Значит завтра, уже не нужно будет в спешке перебирать кучу пособий и хвататься за все подряд, и думать, что ваш ребенок отстал в развитии на 20 просмотренных карточек от сверстников.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПАПОК  НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
 
Помимо книг, детских энциклопедий и стихов для занятий, я пользуюсь различными пособиями и творческими тетрадями. Например, сейчас в папке для сына вот такой набор заданий на день:
 
  • 1 задание по математике,
  • 1 упражнение на работу с ножницами,
  • 1 упражнение по работе с бумагой,
  • наклейки,
  • 1 раскраска и задание по изучению цветов,
  • 1 книжечка со стихами или распечатка стихов,
  •  1 детская энциклопедия, наши любимые — с окошечками (если большая книга- лежит рядом в контейнере или распечатка книги),
  •  1 сказка для вечернего чтения (тоненькая книжечка или распечатка),
  •  набор карточек (животные, предметы, цветы, транспорт и т.д.),
  •  задание на логику (лабиринты, доводилки и т.д.),
  •  задание по английскому языку (карточки, стихи, буквы и т.д.).

Теперь, подробнее о материалах для наших занятий.

ТЕТРАДИ KUMON

Мне очень нравится серия тетрадей Kumon 2+ .

В каждую папку на неделю, я кладу:

  • 1 задание Kumon «Давай рисовать»+ восковые мелки
  • 1 задание Kumon «Давай клеить» (с наклейками) + клей
  • 1 задание Kumon «Давай вырезать» + детские специальные ножницы для обучения вырезанию
  • 1 задание Kumon «Давай сложим картинку»

Важно класть задания в том порядке, в котором они даются в тетрадях, так как они распределены по степени усложненности. Таким образом, каждый день отрабатывается различные навыки:

  • работа с ножницами,
  • простые оригами для малышей,
  • рисование и изучение цветов,
  • и работа с клеем и наклейками.
Сейчас, мы уже перешли на другую серию Kumon, которая соответствует нашему возрасту.
НАБОР КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Чтобы не бегать по комнате в поисках нужных карандашей и ножниц, когда ребенок требует новой порции заданий, к папкам, я положила небольшой контейнер с канцелярскими товарами, которые понадобятся каждый день нам для работы:
  • специальные ножницы для обучения вырезанию (а также, ножницы для меня, чтобы мы вместе все делали)
  • восковые мелки
  • цветные карандаши
  • простой карандаш для малышей (для подготовки руки к письму)
  • мини-фломастеры
  • клей-карандаш

Контейнеры очень компактные и их удобно хранить.

ТЕТРАДИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Сейчас много тетрадей для творчества и рисования, все слышали про «Большую рисовалку» и «Большую калякалку» от издательства «Клевер». Есть еще и мини-варианты этих тетрадей.
Так как они мини-формата, я положила в каждую папку на неделю по 1 тетради (мы в них выполняем 1-2 задания, по желанию).
АЛЬБОМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ТАРО ГОМИ
 
ТЕТРАДИ И КНИГИ С ЗАДАНИЯМИ О. ЗЕМЦОВОЙ
 
Это популярные тетради и книжки О.Земцовой, с заданиями для дошкольников на различные темы (логика, подготовка руки к письму, всевозможные тесты и т.д.).
 
 
МНОГОРАЗОВЫЕ ТЕТРАДИ ИЗ СЕРИИ «ВПЕРЕД МАЛЫШ!»
 

В этих тетрадях из серии «Вперед, малыш!» можно выполнять задания, рисовать, писать, а потом стирать. Есть задания на развитие логики, рисование по точкам, подготовки руки к письму и английский алфавит.
МАКСИ-ПАЗЛЫ
 

 
Можно класть в папки по 1 пазлу в день из покупных наборов, или распечатать на принтере (лучше сложить в прозрачный файл, чтобы не потерять детали, а потом положить его в папку).
НАКЛЕЙКИ
 
Из последних приобретений, мне понравилась вот эта серия «Мой первый учебник ответственности», которая совмещает мини-детскую энциклопедию о домашних питомцах и наклейки.
 
Так в день мы изучаем 1 животное и как за ним ухаживать, его виды и особенности, проходим задания, которые есть в книжечках и клеим наклейки.
СЕРИЯ «СУПЕРНАКЛЕЙКИ»
 
Из этой шикарной серии наклеек, я скупила все, что предназначалось авторами «для мальчиков», но не удержалась и взяла еще «Королевский дворец» , потому что это прелесть, а не книжечка!
ЗАДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В качестве заданий по английскому языку, мы читаем и рассматриваем  детские книжечки (например, серия книг М.Салищевой «Английский с рождения»), собираем пазлы с английским алфавитом и смотрим карточки со словами и предметами (например «Робинс»).
КАРТОЧКИ
Эта серия, с непрезентабельным названием «Раздаточные карточки», обошлась мне практически даром, но при этом, картинки и сам картон — качественные и ими удобно пользоваться.
В серии много различных тем — животные, фрукты, овощи, ягоды, растения, цветы садовые и полевые, грибы, птицы, транспорт, бытовые предметы и т.д.
В папку я кладу 1 набор  карточек (обычно хорошо ими комплектовать тематическое занятие). На некоторых, с обратно стороны надписи сделаны на английском языке.
Например, мы с карточками животные подбираем пару из наших игрушечных животных. С другими карточки — обсуждаем нарисованные предметы, изучаем цвета, новые слова, играем в логический ряд и т.д.
РАЗВИТИЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И ПОПОЛНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Эти книги из серии «Первые книги малыша. Учим новые слова», с картинками по определенной тематике, развивают словарный запас (мы их изучали с 2 лет). Сейчас, все слова из этих книг Андрюша выучил, и мы составляем короткие рассказы по картинкам и беседуем, ищем предметы, которые сбоку изображены на разворотах книги, смотрим изменения природы весной и в другие времена года.
ЧТЕНИЕ И ПЕРЕСКАЗ
Для вечернего чтения и пересказа, я использую тоненькие книжечки, например, серию книг про медвежонка Паддингтона (они как раз помещаются в папку хорошо). Это любимый герой у Андрюши, поэтому, на неделю в задания я кладу еще и раскраски с этим медведем.
«СЕЗОННЫЕ» КНИГИ
 
Это контейнер с книгами, которые я бы хотела регулярно с ребенком просматривать определенное время. Например, книги и энциклопедии о весне, книги о распорядке дня и бытовых навыках и т.д.
 
 Например, такие книги:
1. Детская энциклопедия с окошечками «Я все умею сам» , Ю.Глазыриной от изд.»АСТ» (с помощью нее, мы изучаем распорядок дня и бытовые навыки). Тут, кстати, помимо бытовых навыков есть идеи для игр и занятий.
2. Иллюстрированная энциклопедия «Времена года» (в ней, мы изучаем и сравниваем изменения природы в каждом месяце, изучаем времена года).
3. «Весенняя книга» Ротраут Сузанны Бернер (это любимая «гляделка», поэтому мы рассматриваем ее, ищем предметы и сочиняем «весенние» истории про героев).
4. Энциклопедия «Мой день»(изд. «ОНИКС-ЛИТ»). Здесь информация не толькко в рамках «режима дня», но и обо всем понемногу.
 
5.«Весна» находилка-развивалка Б. Минте-Кениг, от изд. «Питер» . Еще одна весенняя находилка со словами на полях, здесь можно найти кроме рассказов и картинок о весне, еще и интересные для творчества и детских опытов.
6. «Наша погода» Вайнхольд Ангела из любимой серии «Зачем?Отчего? Почему?» (изучаем погоду, природные явления и т.д.).
У нас собраны почти все энциклопедии с окошечками, из этой серии. Ими, я дополняю задания по определенной теме.
Таким образом, для занятий на неделю, у меня получается 2 контейнера с материалами:
1. Белый контейнер — в нем 7 папок с заданиями на каждый день + канцелярский набор для выполнения заданий.
2. Зеленый контейнер — набор «сезонных» книг, плюс книги для занятий на неделю, которые не поместились в папку. Получается очень удобно, все всегда под рукой и ничего лишнего.
КАК БЫТЬ С ОСТАЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ?
 
Книги собраны, бумажные занятия подготовлены, музыка и презентации на компьютере, а как же быть со всем остальным, что не поместится в папке и на полке?Как их организовать, чтобы не забыть?
Раньше я писала всевозможные списки, чек-листы и устраивала тематические недельки. Сейчас времени меньше, поэтому , мне проще прописать заранее, чем можно заняться на неделе и повесить план на магнитную доску.
Наши занятия, я распределила в таблице, которую предложила в своем марафоне планирования, Алла Ихаев. Чтобы было легче составлять план и не тратить много времени на подготовку, я совмещаю похожие задания, например — понедельник, в категории «Естествознание» находится опыт «Вулкан», а в категории «Творчество» — «лепка из пластилина».
Т.е., сначала мы лепим из пластилина сам вулкан вместе с ребенком, а потом я ему показываю сам процесс опыта. Или, во вторник — играем с животными, обитателями льдов и заодно, лепим из самодельного снега.
Чтобы не тратить время на придумывание чем можно заниматься на неделе, к таблице прилагается такой список с вариантами занятий, которые можно вставлять в ячейки таблички (скачать можно здесь.).

Автор статьи и фото: Ксюша Лекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *